24.08.2017 4:08:18  
Домой Skip Navigation LinksРазделы Госдоклада Государственное управление Развитие международного сотрудничества

Государственное управление

Развитие международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности

Реализация мер по активизации сотрудничества с иностранными государствами и международными организациями в природоохранной сфере, направленных на более эффективное отстаивание и защиту интересов Российской Федерации при участии в международных договорах природоохранной направленности, а также парирование угроз, связанных с трансграничным загрязнением

Международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности развивается в рамках многосторонних конвенций и соглашений, международных организаций, а также двусторонних договоров и соглашений со странами СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.

Двустороннее сотрудничество в области охраны окружающей среды ведется более чем с 50 зарубежными странами. Наиболее активное сотрудничество в указанной области ведется с Китаем, Республикой Корея, Японией, Казахстаном, Узбекистаном, Арменией, Белоруссией, Молдавией, Абхазией, Эстонией, Кубой, Данией, Норвегией, Германией, США, Венгрией, Финляндией, Швецией, Монголией.

Двустороннее сотрудничество осуществляется в рамках реализации межправительственных и межведомственных соглашений, а также меморандумов. Для их реализации созданы и на постоянной основе действуют рабочие органы.

В 2013 году подписано:
  • межправительственные соглашения:
    • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики об охране перелетных птиц и их местообитания;
    • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссия о сотрудничестве в Антарктике;
    • Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан по профилактике и тушению лесных и степных пожаров на приграничных территориях;
    • Соглашение о сотрудничестве между Правительством Российской Федерации и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЭП). Совместно с ЮНЕП разработан Рабочий план по его реализации, выделены направления для приоритетной реализации.
  • межведомственные соглашения:
    • Соглашение между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Государственным комитетом Республики Узбекистан по охране природы о сотрудничестве в области охраны окружающей среды;
    • Соглашение между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством науки, технологий и окружающей среды Республики Куба о сотрудничестве в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды.
  • меморандумы:
    • Меморандум о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Социалистической Республики Вьетнам о сотрудничестве в области геологии и недропользования;
    • Меморандум о взаимопонимании между Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Центром по разведению и сохранению птиц Объединенных Арабских Эмиратов о сотрудничестве в области сохранения биоразнообразия.

Минприроды России от имени Правительства Российской Федерации заключены межправительственные двусторонние соглашения о рациональном использовании и охране трансграничных водных объектов со странами, имеющими трансграничные воды с Россией (Казахстан, Азербайджан, Абхазия, Белоруссия, Монголия, Китай, Финляндия, Украина и Эстония).

Готовятся к подписанию: с Монголией - межправительственное Соглашение об охране лесов от пожаров на территориях примыкающих к государственной границе; межправительственное Соглашение о создании трансграничного резервата “Истоки Амура; с Норвегией - межведомственный Меморандум о взаимопонимании о сотрудничестве по наблюдению белых медведей в регионе Баренцева моря; с США - Меморандум о взаимопонимании между Правительством Российской Федерации и Правительством США о символическом объединении национальных парков в районе Берингова пролива, с Казахстаном- проект межправительственного Соглашения по сохранению экосистемы трансграничной реки Урал.

С Республикой Корея достигнута договоренность о создании Подкомитета по изучению, сохранению, восстановлению и обмену редкими видами животных Российско-Корейского совместного Комитета по охране окружающей среды.

В 2013 году обеспечено взаимодействия по ряду многосторонних конвенций:

Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер

В 2013 году состоялись: 1-е совещание Целевой группы по взаимосвязи между водой, продовольствием, энергией и экосистемам; заседание Рабочей группы по интегрированному управлению водными ресурсами; совещания Бюро Конвенции.

В ходе указанных мероприятий рассмотрены вопросы укрепления партнерства с ЮНЕСКО и Глобальным экологическим фондом ООН (ГЭФ); деятельности Международного центра по оценке водных ресурсов; Одним из ключевых моментов стало обсуждение вопроса о целесообразности введения системы периодической отчетности в Конвенции, которую активно продвигают представители ряда стран ЕС. В итоге было поддержано решение о рассылке сторонам Конвенции вопросника для формирования коллегиального мнения о целесообразности подготовки и возможном содержании национальных отчетов о выполнении Конвенции в дополнение к имеющимся форматам.

Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря (Хельсинкская конвенция)

В работе Министерской сессии Комиссии по защите морской среды Балтийского моря, состоявшейся в 2013 году, принята Министерская декларация по оценке и эффективности выполнения Плана действий 2007 года по Балтийскому морю. При подготовке проекта Декларации ХЕЛКОМ - 2013 в морской области важнейшим обсуждаемым вопросом явился вопрос о сроках представления совместного документа стран-участниц ХЕЛКОМ в Международную морскую организацию (ИМО) по приданию Балтийскому морю статуса «района контроля выбросов окислов азота с судов» (NOx Emission Control Area, далее – NECA).

В ходе сессии была представлена детальная информации об экологической политики России в регионе, в том числе о деятельности по реализации Санкт-Петербургской инициативы (СПИ) в качестве региональной сети, объединяющей деловое и научное сообщества, а также неправительственные организации, которая будет действовать как механизм государственно-частного практического взаимодействия с целью развития трансграничного сотрудничества, экономически обоснованных действий и проектов на благо экологии региона Балтийского моря. Проекты по реализации СПИ вызвали у участников сессии значительный интерес, в том числе инициатива ОАО «Газпром» по переходу на сжиженный природный газ в качестве бункеровочного топлива в регионе Балтийского моря, проект ЕБРР и ГЭФ «Зеленое судоходство» (Green Shipping), позволяющий путем льготного кредитования заинтересованных институтов содействовать переоборудованию портовых сооружений и судоходной отрасли.

Рамочная конвенция по защите морской среды Каспийского моря (Тегеранская конвенция)

В 2013 году продолжалась разработка проектов трех приоритетных протоколов к Конвенции: Протокола по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности; Протокола по сохранению биоразнообразия; Протокола по оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте. Протокол по защите Каспийского моря от загрязнения из наземных источников и в результате осуществляемой на суше деятельности Тегеранской конвенции, был принят в 2013году. Подписание данного Протокола обеспечило выполнение поручения президентов прикаспийских государств по итогам третьего Каспийского саммита (ноябрь 2010 г., Баку) о необходимости завершения согласования этого Протокола к Тегеранской конвенции.

Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов

В 2013 году продолжалась плановая работа по обеспечению выполнения российский обязательств в рамках Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция) 1972 и Протокола 1996 года к ней.

Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов

В 2012 г. продолжалась плановая работа по обеспечению выполнения российский обязательств в рамках Конвенции о предотвращении загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (Лондонская конвенция) 1972. и Протокола 1996 г. к ней.

Конвенция о биологическом разнообразии

Одним из стратегических направлений работы Конвенции о биологическом разнообразии (КБР) определено сохранение и устойчивое использование биологического разнообразия морей. Решениями Конференций Сторон определена задача по выявлению морских акваторий высокой экологической и биологической значимости в соответствии с методикой, разработанной и принятой всеми Сторонами в рамках КБР. Для выполнения Сторонами данной задачи организуется ряд специальных экспертных совещаний в различных регионах мира с участием представителей государственных органов, научных, экспертных и экологических организаций прибрежных государств. Совещания проходят в прибрежных странах по приглашению этих государств. Подобные совещания прошли для Северной и Западной Атлантики, южной части Тихого океана, Индийского океана, центральной части Тихого океана.

С 25 февраля по 1 марта 2013 года совещание по определению наиболее экологически значимых морских районов в Северной части Тихого океана с участием представителей России, Канады, Республики Корея, КНДР, США и Японии состоялось в Москве в Минприроды России. По итогам совещания определены 20 районов в северной части Тихого океана, отвечающие критериям наиболее экологически значимых морских районов. Указанные районы будут представлены на рассмотрение 12-му совещанию Конференции Сторон (в Республике Корея, 2014 г.) для утверждения в качестве особо охраняемых (морских) природных территорий.

В рамках проекта ЮНЕП/ГЭФ Российской Стороной в 2013 году начата разработка Национальной стратегии и Плана действий по реализации положений Конвенции. Документы направлены на решение вопросов, связанных с сохранением биологического разнообразия Российской Федерации.

Конвенция ООН по борьбе с опустыниванием

Конвенции ООН по борьбе с опустыниванием (КБО) принадлежит ключевая роль в координации международной деятельности в системе ООН, направленной на борьбу с явлениями опустынивания и деградации почв в аридных климатических зонах. Делегация Российской Федерации приняла участие в работе 11-й сессии Конференции Сторон КБО. Деятельность стран, входящих в приложение 5 к КБО, куда входит и Россия, нацелена на укрепление национального потенциала в области изучения, анализа и выработки мер по борьбе с последствиями засухи, а также по предотвращению увеличения площадей опустыненных и деградированных земель.

Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС)

В марте 2013 года состоялась 16-я Конференция Сторон СИТЕС. В ходе мероприятия было внесено предложение о внесении белого медведя в Приложение I СИТЕС. Предложение вызвало большой интерес и дискуссии, состоялись неформальные встречи с участием представителей стран ареалов обитания белого медведя, Европейского Союза и Еврокомиссии. Позиции стран ареалов обитания белого медведя резко разделились: Россия и США выступали с поддержкой необходимости переноса указанного вида из Приложения II в Приложение I СИТЕС, в связи с ростом коммерческого спроса на шкуры и увеличением добычи медведей даже из сокращающихся субпопуляций на территории Канады. Также Россия заявила о том, что собирается внести предложение на 17-й Конференции Сторон о переводе сайгака в I Приложение СИТЕС. В настоящее время готовятся обосновывающие материалы и заявка от России по данному вопросу.

При активном участии Российской делегации утвержден новый состав Постоянного комитета и комитетов по растениям и животным. Представитель Российской Федерации остается альтернативным членом руководящего органа СИТЕС до 17 Конференции Сторон СИТЕС. Государства – Стороны Конвенции объявили 3 марта Международным днем дикой природы.

Азиатский и Африканский банки развития, Глобальный экологический фонд (ГЭФ), Всемирный банк и Программа развития ООН приняли участие в настоящей сессии, подчеркнув тем самым необходимость увеличить капиталовложения в выполнение положений СИТЕС. Государства – Стороны СИТЕС приняли решение изучить возможность и сделать ГЭФ финансовым инструментом Конвенции.

На Конференции развернулась широкая кампания за включение редких видов акул, одного вида мант и двух видов скатов в Приложение II СИТЕС. По результатам голосования все предложения по указанным видам, кроме двух видов скатов были приняты.

На Конференции были актуализированы решения/резолюции по ряду видов животных и растений, обитающих и произрастающих на территории России (белый медведь, тигр, осетровые виды рыб, женьшень, сайгак и т. д.).

5 марта 2013 года проведен прием и фотовыставка от имени Российской Федерации по Белому медведю. Все выступающие отметили важность внесения Белого медведя в Приложение I СИТЕС.

Параллельно с основной сессией состоялось первое глобальное совещание сетей правоприменения по охране живой природы с целью улучшения регионального потенциала и координации правоприменения для реагирования на серьезные угрозы для дикой природы со стороны криминальных структур. На мероприятия Международного консорциума по борьбе с преступлениями в сфере дикой природы (ICCWC) для того, чтобы обсудить трансграничные преступления против дикой природы, собрались министры, представители сетей правоприменения по охране живой природы, Азиатского банка развития, председатели верховных судов, высшие чиновники органов юстиции, старшие офицеры полиции, таможни и органов правоприменения.

Международная торговля палисандровым и эбеновым деревом из Азии, Центральной Америки и Мадагаскара отныне регулируется СИТЕС. Быстро растущий спрос на эту ценную тропическую древесину твердых пород вызывал серьезные опасения по поводу того, что нерегламентированная заготовка леса приведет к сокращению популяции уже редких видов.

Страны ареала, включая принимающую сторону – Таиланд, считают, что урегулирование в рамках СИТЕС поможет им более устойчиво управлять данным ценным природным ресурсом. Конференция также рассмотрела вопрос о трансграничном перемещении музыкальных инструментов. В рамках СИТЕС были согласованы специальные процедуры для музыкантов и организаций, путешествующих с музыкальными инструментами из ценных пород древесины, такие как бразильское палисандровое дерево и других видов, перечисленных в Конвенции.

Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных (Боннская конвенция)

В настоящее время Российская Федерация является Стороной двух меморандумов, действующих в рамках Боннской конвенции: Меморандума о взаимопонимании относительно мер по сохранению сибирского журавля (стерха), а также Меморандума о взаимопонимании относительно сохранения, восстановления и устойчивого использования антилопы сайги.

В 2013 году в Минприроды России при поддержке Секретариата Соглашения по охране афро-евразийских мигрирующих водно-болотных птиц Боннской конвенции (AEWA) прошел Международный семинар с участием представителей российских природоохранных ведомств и экспертного сообщества России, Норвегии, Швейцарии, Франции, Южной Африки по вопросам присоединения к AEWA. Участники обсудили опыт сотрудничества европейских стран с AEWA в рамках Боннской конвенции, а также перспективы присоединения Российской Федерации к нему.

Международная китобойная комиссия

Состоялось 65-е заседание Научного комитета Международной китобойной комиссии, его подкомитетов и рабочих групп. Россия представила на Научный комитет материалы по анализу аборигенного промысла серых и гренландских китов на Чукотке за прошедшую пятилетку (2008-2012 гг.) и результатам промысла и научных исследований в 2012 году. По результатам доклада российской стороны по численности, распространению, генетической структуре группировок и квотам на изъятие белух в Охотском море Научный комитет дал несколько рекомендаций. Научный комитет принял следующие оценки численности: средний общий запас белух в Охотском море составляет 12226 особей, в том числе в западной части – 9560, северо-восточной части – 2666 особей. Предложено ограничивать живоотлов скоплений белух в Сахалинском заливе (включая Амурский лиман), в заливах Ульбанском, Тугурском и Удской губе. Для залива Николая устанавливать нулевую квоту изъятия, в связи с малочисленностью местного скопления. Квоту для белухи Северо-Охотоморской и Западно-Камчатской рыбопромысловых подзон не устанавливать до получения корректных данных по численности, распространению, структуре популяции и отдельных скоплений, аналогично тому, как это было сделано для западно-охотской популяции. По результатам рассмотрения материалов России, Мексики, Японии, Республики Корея по изучению серых и гренландских китов заседание Научного комитета продемонстрировало, что запасы серых и гренландских китов в Северной Пацифике продолжают расти, необходимости пересматривать установленные шестилетние блок-квоты нет.

Базельская конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, Стокгольмская конвенция о стойких органических загрязнителях, Роттердамская конвенция о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле

В 2013 году состоялось 11-е совещание Конференции Сторон Базельской конвенции. Стороны приняли основы для экологически обоснованного использования некоторых опасных и других отходов и согласились в течение следующих двух лет разработать технические руководящие принципы трансграничной перевозки электронных и электротехнических отходов (э-отходы). На совещании также было принято решение о круге ведения вновь созданной экологической сети для оптимизации борьбы с незаконным оборотом опасных и других отходов за счет лучшего осуществления и обеспечения соблюдения национального законодательства. Состоялось 6-е совещание Конференции Сторон Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ), по результатам которого принято решение о включении нового вещества – гексабромциклодекана в Приложение А к Конвенции для запрета производства, использования и ликвидации его существующих запасов экологически безопасным образом.

В 2013 году состоялось заседание Комитета по рассмотрению стойких органических загрязнителей Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях (СОЗ), по результатам которого предложено включить два дополнительных химических вещества под юрисдикцию Конвенции: полихлорированные нафталины (ПХН) и гексахлорбутадиен (ГХБД), с целью их окончательной ликвидации.

Состоялось 6-е совещание Конференции Сторон Роттердамской конвенции о процедуре предварительного обоснованного согласия в отношении отдельных опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле, в ходе которого впервые с момента принятия Конвенции в 1998 году принято решение о включении четырех веществ (азинфосметил, пентаБДЭ, октаБДЭ и ПФОС) в Приложение III к Конвенции.

Кроме того, прошло второе совместное совещание Конференций Сторон Базельской, Стокгольмской и Роттердамской конвенций. В ходе совещания было решено расширять сотрудничество не только между тремя химическими конвенциями, но и улучшать координацию с таким важным соглашением как Стратегический подход к международному регулированию химических веществ (СПМРХВ). Доклад о результатах такого сотрудничества и выполнения цели 2020 года по рациональному управлению химическими веществами на протяжении всего жизненного цикла, включая опасные отходы, планируется представить на следующей совместной Конференции Сторон в 2015 году.

Венская конвенция об охране озонового слоя (1985 г.) и её Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой (1987 г.)

На 25-й сессии Совещания Сторон Монреальского протокола (21–25 октября 2013 г.) российской делегацией успешно решена задача о выделении России квот на 2014 год на использование хладона ХФУ-113 для применения в ракетно-космической промышленности (85 метрических тонн) и хладонов ХФУ-11 и ХФУ-12 (212 метрических тонн) для производства медицинских дозированных ингаляторов.

Получение согласия Сторон Монреальского протокола по указанным заявкам было обусловлено тем, что Россия должна будет:
  • прекратить использование озоноразрушающих веществ ХФУ-11 и ХФУ-12 с 2015 года, поскольку к этому времени запланировано завершение проекта ГЭФ/ЮНИДО по переходу на озонобезопасные технологии при производстве в России медицинских дозированных ингаляторов;
  • перейти на альтернативные вещества и отказаться от использования растворителя ХФУ-113 в производстве ракетной техники к 2016 году, на чем настаивают Евросоюз и ряд других Сторон Монреальского протокола.
В целях выполнения Венской конвенции и Монреальского протокола данные наблюдений за общим содержанием озона (ОСО), проводимых на 28 российских озонометрических станциях, регулярно направлялись в Мировой центр данных по озону и ультрафиолетовой (УФ) радиации (WMO World Ozone and UV Data Centre – WOUDC) при Службе окружающей среды в Канаде (Environment Service of Canada). Не прерывались измерения ОСО и на трех станциях в Антарктиде (Мирный, Новолазаревская, Восток). Данные российских станций ежедневно отражаются на карте WOUDC. Выполняется построение карт распределения ОСО над территорий России и прилегающих государств, выявляются аномалии и анализируются причины их возникновения.

Рамочная конвенция ООН об изменении климата (РКИК ООН) и её Киотский протокол

Основным результатом 19-ой сессии Конференции Сторон РКИК ООН и 9-й сессии Конференции Сторон РКИК ООН, действующей в качестве Совещания Сторон Киотского протокола (Варшава, Польша, 11-22 ноября 2013 г.), стало принятие «дорожной карты» по выработке и согласованию к декабрю 2015 года нового всеобъемлющего соглашения по климату. Переговорный процесс в Варшаве показал, что противоречия между развивающимися и развитыми странами, имеющими разные позиции и подходы к решению проблемы изменения климата, ещё более обострились. С большим трудом был принят компромиссный вариант бюджета Секретариата РКИК ООН на фоне все возрастающих финансовых требований со стороны развивающихся стран. Финансирование Зеленого климатического фонда (ЗКФ), штаб-квартира которого располагается в Южной Корее, пока не подкреплено никакими решениями Сторон. Актуализированы и утверждены материалы по формату отчетности Сторон в рамках второго периода обязательств по Киотскому протоколу (с 2013 г. по 2020 г.), обеспечивающие приемлемую для Российской Федерации методологическую базу участия в работе по Киотскому протоколу, когда Россия не несет количественных обязательств по сокращению выбросов парниковых газов. Большинство НПО и общественных экологических организаций объявили провальной конференцию в Варшаве и покинули её в знак протеста за три дня до окончания сессии.

В рамках работы Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК) эксперты Росгидромета принимали участие в подготовке Пятого оценочного доклада МГЭИК.

Конвенция Европейской экономической комиссии ООН о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды (Орхусская конвенция)

Подготовлен законопроект по присоединению Российской Федерации к Конвенции. Минприроды России совместно с МИД России в марте 2013 года внесли этот законопроект в Правительство Российской Федерации. Минприроды России подготовлен план работ, согласованный с заинтересованными федеральными органами исполнительной и судебной власти, призванный привести российское законодательство в соответствие требованиям Орхусской конвенции для безусловного выполнения обязательств Российской Федерации после принятия решения о присоединении к этой Конвенции.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте и ее Протокола по стратегической экологической оценке

Минприроды России подготовлены проекты планов работ по подготовке нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Эспо) и Протокола по стратегической экологической оценке к Конвенции Эспо (Протокол по СЭО) на национальном уровне. Эти документы предусматривают внесение изменений в законодательство Российской Федерации об охране окружающей среды, об экологической экспертизе, о континентальном шельфе Российской Федерации, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, а также ряда других нормативных правовых актов. Вопрос о сроках ратификации Конвенции Эспо и присоединения к Протоколу по СЭО будет рассматриваться в увязке с завершением реализации указанных планов.

По результатам состоявшихся по инициативе Секретариата Конвенции Эспо 1 февраля 2013 года в Копенгагене (Дания), в соответствии с обращением компании «Норд Стрим АГ» консультаций с участием представителей Российской Федерации, Германии, Дании, Финляндии, Швеции и компании «Норд Стрим АГ» разработчиками проекта было подготовлено описание планируемого строительства 3-й и 4-й ниток газопровода «Северный поток». Указанный документ направлен «Норд Стрим АГ» всем заинтересованным сторонам Конвенции Эспо с тем, чтобы ускорить процесс подготовки и согласования международной ОВОС по проекту. Кроме того, принимая во внимание обращение компании «Норд Стрим АГ», выражавшей готовность разработать ОВОС по проекту в соответствии с требованиями Конвенции Эспо, достигнута договоренность с представителями природоохранных ведомств Германии, Дании, Финляндии, Швеции о начале процесса подготовки международной ОВОС нового проекта газопровода «Северный поток» после обмена соответствующими уведомлениями

Финляндская сторона в 2013 года в соответствии со статьей 3 Конвенции Эспо уведомило Минприроды России о планируемом к реализации проекте строительства АЭС в Пюхяйоки и проекте строительства сооружений очистки сточных вод в Лапеенранте. Принимая во внимание, что данные проекты могут оказать негативное трансграничное влияние, финляндская сторона проинформирована о том, что не исключена возможность участия российских экспертов в процедуре трансграничной ОВОС по вышеуказанным проектам в порядке, установленном статьями 4 и 5 Конвенции Эспо.

    При копировании информации ссылка на источник обязательна
    Замечания и предложения по работе сайта просьба направлять на gosdoklad@ecoinfo.ru